Всем привет!
Сегодня, в виду образовавшихся свободных пары-тройки часов, решил потратить это время на ликвидацию собственной безграмотности и поиска мотора отопителя салона. Вкратце расскажу, что из этого вышло и во второй части поста сделаю небольшой фотоотчет по снятию мотора и по его установке. Пусть тоже останется в здешней копилочке.
VW Passat, 1992 г.в., B3, мотор ABS, 1.8 моновпрыск, без кондиционера. Для удобства, далее я буду называть мотор отопителя "печкой".
Плохая новость. По словам нескольких менеджеров в фирменных магазинах (действительно фирменных, дорогих магазинах), на мой B3 производитель уже запчастей такого плана не выпускает. Так что купить новую оригинальную печку на B3 шансов почти нет. Разве что где-то там заказать, потом долго ждать, и вряд ли кто с этим захочет связываться еще. Не знаю, правда ли это, за что купил, за то и продаю.
Ладно, нет новых оригиналов в городе, значит, нет. Ну, что делать.
Как я говорил вчера, б/у моторы у нас стоят порядка 1500 руб б/у, 1400-1500 руб новые Китайские и порядка 3000 руб. новые якобы немецкие. Как и большинство людей, совершенно не имеющих опыта в подобного рода делах, я (как мне показалось) рассудил весьма здраво: зачем брать мотор Б/У, который неизвестно сколько до этого ходил и неизвестно сколько еще проходит, если за ту же цену можно взять новый. Ну и что, что Китай. Зато новый, надолго хватит. Забегая вперед, скажу, что рассуждал я вчера как тот самый наивный чукотский юноша. Но все по порядку.
Первое, что мне предложили, это печку "J.P. Group". Продавали мне ее как Датскую, за 1400, но, как пишут в интернетах, никакой Данией там обычно не пахнет. В большинстве случаев это Китай. А сама компания это вроде как что-то, занимающееся упаковкой и пересылкой запчастей, так что иной раз вроде как даже попадаются оригинальные вещи, но редко. Мне вынесли печку в OEM-упаковке. С первого взгляда стало ясно - это не то что в машину ставить, а даже и в руках нельзя держать. Все кривое, все в каких-то заусенцах, весь пластик какой-то мягкий, а за крыльчаткой проглядываются элементы мотора и выглядят они так, как выглядит обычно что-то колхозное, сделанное в кулибинском гараже. Махнул рукою, поехал в другой магазин.
В следующем магазине предложили печку "Meyle", за 2500. Продавали мне ее как немецкую. Скажем прямо, она немногим лучше печки "J.P." Внутри вроде получше, а снаружи - просто кошмар, реально сделана на коленке. В интернетах пишут, что "Meyle" это голимый Китай, не стоит обольщаться, глядя на их эмблему с надписью "Germany". Эти вещи далеки от качества оригинальных.
В следующем магазине предложили печку "TopRan". Продавец уверенно кивал - да, немецкая. Бренд немецкий, нареканий не было никаких. Продали их уже много. Цена 2700. Выглядит вроде получше чем предыдущие две. Ну, что делать, решил взять. Стали ставить и тут же начались проблемы. Печка, если ее перевернуть крыльчаткой вниз, работает уверенно. Как только переворачиваешь крыльчаткой вверх (а именно так она и стоит в B3) - на третьей и четвертой скорости ощущается нехилое такое биение, ну и посторонний монотонный шум. Даже если ее не ставить, а просто в руке держать. Сделали попытку поставить - все еще хуже. Оказавшись в кожухе, печка стала стучать еще громче, а вибрация тут же поползла по панели. Возвращаюсь в магазин, они не хотят отдавать деньги, меняют мне печку на другую. Стали ставить - с этой все еще печальнее. К монотонному стуку прибавился еще и какой-то неприятный свист. Установить ее в кожух так и не удалось, кстати. Не проворачивается и все тут (на минуточку - родные встает в пазы вообще без проблем, поворачивается до щелчка без усилий, пара секунд и готово).
Возвращаюсь в магазин. Чуть повышаю голос. Отдаю печку. Забираю деньги назад. Грустно. Потеряно почти два часа, а результата никакого. Да еще и старая печка, как назло, стала меньше гудеть и дребезжать. Не до такой степени, чтобы ее не менять, но уже вполне можно ездить и даже слышно магнитолу в салоне.
Решив, что это знак свыше, плюнул на все и поехал на разборку. Поторговавшись несколько минут, купил за 1000 руб. оригинальную печку Б/У. Старая, виды видавшая, но - поблескивает почти уже стертыми оригинальными наклейками. Крыльчатка без люфта вообще (на всех тех, что смотрел, люфты были, и ощутимые), вращается свободно (на обоих "TopRan" крыльчатка вращалась так, как будто ей что-то неуловимо мешает).
Сажусь в машину, прямо возле разборки. Щелк - старая печка выпала в ладонь. Щелк - новая печка послушно встала на ее место. Поворачиваю ключ, включая регулятор на панели, и... Такой родной, тихий, знакомый шелест. Ни единого постороннего звука. Ни единого стука. Никакой вибрации. Ни-че-го. Работают все скорости. Все просто безупречно Улыбаюсь счастливой улыбкой. Урок с китайским леваком усвоен. Вопросов нет. А мог бы не тратить столько времени, если бы прислушался в интернетах к тем, кто уже прошел точно такой же путь.
Вот она, родимая (та, что слева):
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o50.jpg
Вроде как два брата-близнеца. Да не близнецы. На той, что купил, есть технологическое отверстие в кожухе (отмечено рамкой). Заметил, что, если входящий поток воздуха беспрепятственный, то все работает тихо. Если же поток входящего воздуха чем-то затруднен (например, грязным фильтром), то печка начинает подсасывать (?) воздух через это отверстие и издавать звук, похожий на тихий звук сверчка. Закрываешь пальцем отверстие - все тихо. Открываешь - "сверчит". Предполагаю, это сделано для того, чтобы владелец обратил внимание на посторонний звук, заехал в сервис, и там бы ему поменяли загрязнившийся фильтр. После чего печка снова работает в штатном режиме, без посторонних звуков. А может, все не так, и это просто дырка с такими вот случайными свойствами. Не берусь судить наверняка.
======================================================
Теперь небольшой фотоотчет на тему "Как снять мотор отопителя на B3 с двигателем без кондиционера". Не знаю как в Питере, а у нас подобная работа стоит "от 800 рублей и выше" (как мне сказали в паре с/ц). Уважаю труд мастеров, но мне такие расценки кажутся чем-то неправильным. Ведь поменять мотор отопителя не просто, а очень просто. Даже такому человеку как я. В смысле, человеку, совершенно не разбирающемуся в машинах.
Итак, если печка на вашем авто стала издавать посторонние звуки и/или вы заметили, что вентилятор работает явно не на своей обычной мощности, то, прежде чем разбирать панель в салоне, нужно проверить - а поломалось ли у вас вообще что-нибудь? Может, просто засорился фильтр или в печку что-то попало, да и все.
Открываем капот, заходим слева (если смотреть на двигатель спереди) и поворачиваем против часовой стрелки три пластмассовых крепления, отмеченные на снимке красными рамками:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o01.jpg
Крепления могут поворачиваться туго. Попробуйте покрутить в разные стороны. После того, как они выйдут из в кузове, вытащите защитный кожух, придерживая уплотнительную резину в его передней части, и положите рядом:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o02.jpg
Под кожухом стоит бумажный фильтр, по бокам у него два пластмассовых крепления. Просто выньте его, чуть надавив на эти два крепления пальцами по направлению к центру фильтра:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o03.jpg
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o04.jpg
Фильтр можно почистить, а можно и заменить. Под фильтром имеется доступ к вентилятору отопителя. Проверьте, не попало ли в него что-нибудь. Не мешает ли вращению. Проверьте на предмет люфтов. На моем, к примеру, был сильный поперечный люфт крыльчатки, что не давало ей нормально крутиться. Видимо, рассыпался верхний подшипник (?). Как я уже говорил, я не стал его разбирать, а просто купил другой:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o05.jpg
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o06.jpg
Если считаете, что мотор вентилятора вышел или выходит из строя, требует замены или ремонта, то устанавливайте фильтр на место, возвращайте на место защитный кожух и снова зафиксируйте его тремя креплениями.
Мотор отопителя находится под бардачком, в салоне. Вынимать его можно, открыв переднюю пассажирскую дверь и присев на корточки. Но мне это было неудобно, и я просто сел на водительское сидение, опустил ручник (чтобы не мешал), а потом лег на правый бок на пассажирское сидение. Так гораздо лучше. Еще там под бардачком обычно темно, потому вам понадобится фонарик или мобильник со светящимся экраном. Кроме того, наверное, перед тем, как выполнять все операции, нужно снять минусовую клемму с аккумулятора. Но я не снимал. Меня напрягает то обстоятельство, что при снятии клеммы мозги теряют информацию об износе двигателя и потом несколько часов нужно ездить с повышенными холостыми оборотами. Я просто вынул ключ из замка и выключил регулятор оборотов отопителя на водительской стойке.
Итак, откручиваем четыре самореза у панели с полочкой, она под бардачком:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o07.jpg
Открываем пассажирскую дверь и тянем панель вправо, чтобы из паза в водительской стойке вышел пластмассовый штырек. Панель послушно падает на пол:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o08.jpg
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o09.jpg
Затем открываем бардачок, вынимаем из него все барахло и откручиваем вот эти три самореза:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o10.jpg
Сам бардачок вынимать не нужно, просто сдвиньте его немного вперед и влево, это даст возможность без проблем добраться до блока резисторов и до штекера питания печки (без откручивания трех саморезов бардачка добраться до всего этого у меня не получилось - слишком мало пространства для кисти):
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o11.jpg
Мотор отопителя находится под бардачком и выглядит примерно так:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o12.jpg
Снять его очень просто. Потяните вниз защитный поролон (?), чтобы к кожуху мотора был доступ. За проводами питания мотора имеется стопор, его из-за них не видно, даже если светить фонариком, потому просто найдите его наощупь или попытайтесь заглянуть снизу (снято от самого пола):
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o13.jpg
Потяните одной рукою этот стопор вниз, а другой рукою проверните весь кожух по часовой стрелке. Он повернется примерно на пару сантиметров, и после этого мотор просто упадет вам в ладонь (снято снова от самого пола, т.е. снизу):
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o14.jpg
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o15.jpg
Все. Теперь осталось достать блок резисторов или (если все скорости печки работают) просто отсоединить штекер питания печки. Блок резисторов находится прямо сверху крепления мотора. Держится на четырех "лапках". Если нажать на нижнюю часть передних двух "лапок" отверткой, блок резисторов со щелчком освобождается и его можно вынимать:
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o16.jpg
http://s2.itrash.ru/idb/d6b0f27fb86cf83c7d5cb687961009b8/o17.jpg
Собирать все это дело нужно в обратном порядке. Сначала поставить на место блок резисторов, направив в пазы две его задние "лапки" и потом защелкнув две передние. Потом поставить мотор отопителя в положение, которое показано на снимках, и повернуть его против часовой стрелки, до щелчка. Затем закрыть кожух мотора защитным поролоном. Потом прикрутить тремя саморезами бардачок. Затем прикрутить четырьмя саморезами панель с полочкой.