Перейти к контенту
twins

Аквапланирование

Рекомендуемые сообщения

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ

 

В дождливую погоду по улицам российских городов машины еле тащатся. Неудивительно, что повсюду возникают пробки. Понятно, что коэффициент сцепления шины с мокрым асфальтом в два раза ниже ( 0,3-0,4), чем с сухим ( 0,8 ) и ехать надо осторожно. Может быть, поголовно все водители боятся явления под зловещим названием аквапланирование, оттого и плетутся как кабыла - еле-еле. Если так, то напрасно. Аквапланирование возникает при скорости свыше 90 км/час. На кольцевой трассе мне приходилось ездить в дождь на гоночных Жигулях со скоростью 180 км/час, причём в поворотах скорость была выше 100 км/час. Боялся ли я аквапланирования? Конечно, нет! Во-первых, для возникновения аквапланирования нужен довольно толстый слой воды и при движении по шершавому асфальтному покрытию российского образца его проявление вряд ли возможно. Во-вторых, лужи, в которых машина, вернее шины наверняка будут всплывать, надо проезжать только прямо. В них нельзя поворачивать, тормозить или прибавлять газ.

 

Обычно инструктора по вождению рассказывают совсем иную историю. Её горе-герой, некто М., самоуверенный мастер зимней езды попал по дороге на дачу в затяжную лужу в повороте и …. оказался в кювете. Сам он рассказывает, что руль неожиданно "полегчал" и машина, словно не касаясь воды, помчалась прямо мимо поворота. Как мы уже знаем, аквапланирование не может возникнуть на пустом, простите, пусть даже, просто на мокром месте. Требуется приличная лужа. А лужи, как мы уже знаем, надо проезжать прямо. А если она, эта лужа расположилась в повороте ( что бывает довольно часто), то траекторию прохождения надо строить таким образом, чтобы лужу объехать. А если это невозможно, то её надо проезжать прямо, причём, чтобы в этот момент машина была сбалансирована динамически, то есть все четыре колеса были загружены равномерно. Это значит, как мы уже знаем, что перераспределения веса в этот момент быть не может. Выходит, сказать, что водителю М. просто не повезло, как не везёт многим россиянам на дорогах, будет неверно. Во-первых, не стоит въезжать в поворот в дождь со скоростью выше 90 км/час. Во-вторых, лужи надо объезжать или проезжать прямо. Представим себе что водитель тут же среагировал на скольжение машины в луже поворотом руля в сторону, противоположную заносу. Но вот машина уже пролетела скользкое место и её шины вновь, причём моментально обрели сцепление. Если колёса в этот момент хочь чуточку повернуты, машину буквально выстрелит вбок и никакой водитель не сумеет среагировать. Уж лучше бы он не поворачивал руль в луже, и когда колёса всплыли и потеряли сцепление, а сделал это после её проезда. Короче говоря, против аквапланирования в поворотах никаких контрмер нет! Выход один, внимательно смотреть на дорогу и не допускать попадания в лужи на поворотах. А начинающим водителям, которые ещё не чувствуют повадок машины

 

Если на льду у шины есть какое-то минимальное сцепление, то у шины, скользящей по поверхности воды сцепления с дорогой нет никакого, то есть коэффициент сцепления 0. Как возникает аквапланирование? Исследования показали, что перед катящимся колесом может возникнуть водяной клин, в котором создаётся давление, способное приподнять шину. Автомобиль мчится вперёд без сопротивления, совсем как судно на воздушной подушке, хотя точнее, пожалуй, как глиссер. Это и есть аквапланирование, явление, которое можно отнести к разряду гидродинамических эффектов. Пускали в детстве плоский камешек по водной глади? Конечно, машина не камень и для возникновения аквапланирования требуются определённые условия, например лужа не должна быть слишком глубокой. Если на скорости немногим больше критической въехать в глубокую лужу, то само сопротивление воды быстро погасит скорость и аквапланирования не получится. Идеальные условия, - это длинная лужа с постоянной глубиной в 3-5 см. И таких на наших дорогах достаточно много. Я имею в виду колеи, продавленные в асфальте колёсами грузовиков в правом ряду или колеи от легковушек в левом, если асфальт был положен на некачественную основу. Даже при небольшом дождичке там собирается достаточно воды, чтобы приподнять колёса вашего автомобиля и выкинуть его в сторону. Опасная ситуация! Наполненные водой колеи на асфальте скоростных дорог точно копируют испытательный стенд на автополигоне для проверки шин на аквапланирование. Напомню, что современные шины всплывают на скорости от 90 до 98 км/час. Опасайтесь колеи на асфальте в дождь! А если попали в них и чувствуете, как "пустеет" руль, не предпринимайте никаких резких действий. Плавно отпустите педаль газа, и больше не разгоняйтесь до такой скорости, если дальше приходится ехать по той же колее, наполненной водой. При коротковременом проезде небольших луж на прямой аквапланирование длится обычно доли секунды. Если в этот момент крепко держать руль, фиксируя шины в прямолинейном направлении, никаких последствий быть не должно.

 

Современные шины имеют специальные диагональные канавки для эвакуации воды из зоны контакта с влажным дорожным покрытием. такие шины имеют направление качения, указанное стрелками или надписями на боковине. Монтировать их наоборот ни в коем случае нельзя, иначе вода будет наоборот, собираться под шиной. Широкие шины, соответственно более склонны к аквапланированию, чем узкие. Особую опасность представляет езда на изношенных шинах. Минимальная глубина протектора, допускаемая правилами равна 1,6 мм, но беда в том, что она мала для мокрой дороги. На таких изношенных шинах шинах, особенно по гладкому асфальту ездить в дождь надо крайне осторожно. Плёнка воды толщиной уже в несколько миллиметров может поднять шину над дорогой. Вот несколько любопытных цифр, полученных во время испытаний на автополигоне: у новой шины при скорости в 90 км/ч коэффициент сцепления на мокром асфальте 0,6, а у изношенной всего 0,2. Первых капель дождя надо в любом случае опасаться, так как дорога в этих условиях может стать очень скользкой. Дело в том, что капельки воды обволакиваются пылью и не растекаются по поверхности дороги. Когда дождь усиливается сцепление новой шины снижается до 0,3, а изношенной до 0,1 ( что соответствует коэффициенту сцепления на льду). Интересно, что на сухом асфальте изношенная шина держит дорогу, наоборот, лучше. При скорости в 50 км/ч её коэффициент сцепления будет очень высоким и составит 1, когда у новой шины не превысит 0,85. объясняется это очень просто. Глубокий рисунок протектора хуже цепляется за поверхность дороги, да к тому же и увод у таких шин из-за его деформации выше. На гоночных шинах типа "слик" протектора нет вовсе ( иногда только продольные канавки), но за счёт специального мягкого, словно клеящегося состава резины коэффициент сцепления может достигать 1,8. А в дождь гонщики ездят на сверхмягких шинах, которым аквапланирование не так страшно - оно может иметь место только при проезде луж, но никак не на влажном покрытии. Кстати, я ездил на Жигулях с головокружительными скоростями в дождь именно на таких специальных шинах. Теперь понятно, почему на гоночной трассе я не опасался аквапланирования.

 

автор - Михаил Горбачёв

использованы материалы сайта http://www.autoracer.ru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо)))

Познавательно и доходчиво))

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...