Перейти к контенту
twins

Управляемый занос

Рекомендуемые сообщения

Торможение боковым соскальзыванием - управляемый занос

 

В арсенале высшего мастерства управления автомобилем существует несколько нетрадиционных приемов торможения. Они очень эффективны в критических ситуациях, когда торможение рабочим тормозом или невозможно, например при отказе тормозной системы (обрыве тормозного шланга, механических повреждениях тормозных устройств и др.), или опасно из-за потери устойчивости и управляемости автомобиля. Если автомобиль оказался в повороте на скорости выше критической, то снизить ее не всегда представляется возможным традиционным способом. Самые эффективные приемы торможения — ступенчатый и прерывистый — нельзя применить из-за возможного блокирования колес, а плавный, при котором исключается блокирование, малоэффективен. Возникает ”заколдованный круг” или ситуация, когда любой из вариантов оказывается проигрышным, а аварийная ситуация неизбежна. Однако ее можно избежать, используя глубокий критический или ритмический занос как способ торможения. Двигаясь под углом и скользя боком, автомобиль быстро теряет скорость из-за широкого поперечного пятна контакта шины с продольными беговыми дорожками или другими формами грунтозацепов. Для того чтобы тормозить боковым соскальзыванием, нужно перевести автомобиль в управляемый занос и удерживать его в таком состоянии определенное время, необходимое для снижения скорости. Произвольный занос можно вызвать следующими способами:

резким дросселированием на дуге поворота с низким коэффициентом сцепления (лед, снег и др.). Двигаясь на дуге поворота, нужно резко ”открыть газ”, после возникновения заноса ”закрыть газ”, стабилизировав автомобиль поворотом рулевого колеса в сторону заноса;

контрсмещением и резким дросселированием на входе в поворот. Для того чтобы перейти в боковое скольжение перед первым поворотом налево, нужно вначале выполнить маневр вправо, а затем влево, резко увеличив мощность двигателя. Контрсмещение и поворот, следующие друг за другом, создают вращательный импульс, который затем усиливается благодаря пробуксовке колес. Стабилизация автомобиля осуществляется поворотом рулевого колеса в сторону заноса и уменьшением частоты вращения коленчатого вала двигателя;

ударным (резким) включением понижающей передачи с пропуском на дуге поворота.

 

http://keep4u.ru/full/080403/3a35e2cd34585b5be0/jpg

 

Критический занос, которого водитель всегда остерегается в обычной ситуации, может стать палочкой-выручалочкой для экстренного торможения перед поворотом на скользкой дороге, когда другие способы неэффективны.

Начиная поворот, искусственно вызовите скольжение задних колес любым доступным вам способом (резким дросселированием, включением понижающей передачи, контрсмещением или включением-выключением стояночного тормоза).

Стабилизируйте автомобиль в критическом заносе скоростным рулением, а затем удерживайте его в таком положении ровно столько времени, сколько необходимо для снижения скорости до безопасной.

Опасайтесь бокового упора наружным колесом, который может перевести автомобиль в опрокидывание.

 

 

Боковое соскальзывание задних колес можно вызвать резким включением понижающей передачи при закрытом дросселе. Возникает кратковременный эффект блокирования одного из колес, аналогичный случаю с включением стояночного тормоза. Этот эффект вызывает импульс вращения автомобиля в том случае, если автомобиль движется на дуге поворота. Дальнейшая регулировка угла заноса достигается дозированным переменным дросселированием, а стабилизация автомобиля — рулением.

 

Здесь представлены только три приема, позволяющих перейти в управляемое скольжение, однако их значительно больше. В частности, на переднеприводном автомобиле более эффективно использование приема ”газ-тормоз” , который на дуге поворота может обеспечить блокирование задних колес при сохранении тяги передних. В зависимости от величины и продолжительности тормозного усилия можно регулировать необходимый угол заноса. Однако в отличие от заднеприводного автомобиля длительное удерживание переднепривод-ного автомобиля в боковом скольжении практически невозможно.

 

Одним из вариантов аварийного торможения скольжением задней оси является использование ритмичного заноса. Особенно актуален этот прием на спуске при отказе тормозной системы (эта ситуация чаще всего приводит к самым тяжелым последствиям, связанным с гибелью водителей и пассажиров). Для торможения водитель выполняет серию ритмичных маневров, двигаясь по траектории типа ”змейка”, сопровождая каждый поворот резким дросселированием, что вызывает поочередно возникающие заносы вправо и влево. Регулируя угол заноса, можно создать тормозное усилие в соответствии с возможностями дорожной ситуации. Сложность выполнения приема связана с высокой скоростью руления, которая может обеспечить безопасность в экстремальных условиях движения. Недостаток скорости, слабая подготовка могут сразу вызвать вращение автомобиля и переход критической ситуации в аварийную.

 

использованы материалы сайта http://www.osto-mai.ru

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Управляемый занос. Этот способ (рис.) применяется на достаточно крутых поворотах и участках с низким коэффициентом сцепления (снег, грязь, грунт, гравий).

 

http://keep4u.ru/full/080403/f7cf4834f78496fb64/jpg

 

При специальной подготовке он намного безопаснее вкатывания и скольжения – дает больше возможностей стабилизации и позволяет использовать мощность двигателя для удержания автомобиля на нужной траектории. В фазе движения по дуге управление обеспечивается (независимо от способа прохождения) одновременно рулевым колесом и педалью управления подачей топлива. В отличие от силового скольжения передние колеса все время повернуты в противоположную повороту сторону, автомобиль идет под углом к траектории и сила, двигающая в обычных условиях автомобиль вперед, на дуге поворота при управляемом заносе делится на две составляющие. Первая удерживает автомобиль на кривой и направлена перпендикулярно ей, вторая осуществляет движение и направлена по касательной к траектории. Причем мощность двигателя, приходящаяся на каждую составляющую, очень легко перераспределяется: чем больше угол заноса, тем меньшая доля мощности идет на движение вперед и большая – на протйводействие центробежной силе. И наоборот, чем меньше угол, тем динамичнее ускорение и меньше сила, удерживающая автомобиль на кривой.

 

Уверенное владение этим приемом позволяет гонщику на повороте ощутимо менять скорость движения и крутизну траектории. Однако нельзя забывать и о безопасности, К сожалению, многие, овладев этим приемом, начинают злоупотреблять заносом, забывая, что на дорогах с покрытием, обеспечивающим хорошую силу сцепления, нерационально вкладывать даже малую часть мощности двигателя в борьбу с центробежной силой, уменьшая тем самым динамику разгона. Особенно это важно на автомобилях со стандартным двигателем, на которых и без того постоянно ощущается острый дефицит мощности.

Но бывают варианты, когда появляется прямой резон воспользоваться управляемым заносом даже с маломощным двигателем, например, на дорожном покрытии с невысоким, но стабильным коэффициентом сцепления. Здесь можно проходить поворот и вкатыванием (силовое скольжение полностью исключено из-за низкого коэффициента сцепления). Однако при вкатывании на прямой передаче частота вращения коленчатого вала двигателя падает и соответствующая ей мощность меньше максимальной на 20 – 25%. Кроме того, существует постоянная опасность самопроизвольного срыва колес в скольжение. При такой ситуации чистый выигрыш принесет прохождение поворота с небольшим контролируемым заносом, так как пробуксовка повысит частоту вращения, а значит, и мощность двигателя, благодаря чему будет легче удержать автомобиль в повороте и не потерять его динамику.

 

На практике движение в управляемом заносе требует высокого мастерства, тонкого "чувства автомобиля" и, главное, большой практики. Чем выше категория поворота, тем выгодней применять управляемый занос.

 

Цыганков Э.С.

http://www.driverclub.ru/

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

то же, но в кратце))))

 

для переднего привода

 

Вы используете вес автомобиля и ручной тормоз.

 

1. Входите в поворот настолько быстро, насколько возможно, пока Вы не почувствуете, что задняя часть автомобиля соскальзывает.

2. Выжав сцепление тяните ручной тормоз, одновременно уберите вашу ногу с педали газа до момента полного скольжения автомобиля боком.

3. Вывернуть колёса в полном противоположном направлении поворота, чтобы передние шины продолжали нормальное движение по дороге.

4. Опустить ручной тормоз, нажать полный газ. Автомобиль продолжит скольжение.

5. Когда Вы чувствуете что автомобиль выходит из скольжения, быстро выпускаете рулевое колесо, и позволяете ему крутиться, чтобы выровниться. Когда руль выровнился, возьмите его, и выводите машину из заноса.

 

автор статьи: Ричард Чанг

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Надо написать чтоб не повторяли это дома)))))

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Произвольный занос можно вызвать следующими способами:

резким дросселированием на дуге поворота с низким коэффициентом сцепления (лед, снег и др.). Двигаясь на дуге поворота, нужно резко ”открыть газ”, после возникновения заноса ”закрыть газ”, стабилизировав автомобиль поворотом рулевого колеса в сторону заноса;

вот тут, с учётом специфики автомобилей читателей форума,не хватает очень важной пометки: справедливо для заднего привода. На переднем всё наоборот: при сбросе газа и повороте руля происходит срыв задней оси, а потом надо нажимать газ, удерживая машину на траектории.

Изменено пользователем Быстрая Изба

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Давайте на встречах попробуем и так и так,только вот из задни приводных у меня только Шаха и то не ездит :)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот Ричард Чанг крутой)))) Если б меня спросили как отправить машину в занос, я б сказал не знаю, хотя очень много раз это делал.....

Хотя начал дрифтить еще лет в 9-10 на зверской машине VW T2 c 50лс и задним приводом....

Мне например кажется что каждый водитель обязан уметь контролировать авто в заносе....

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

а есть на примете затяжной поворот с грунтом?)

могу подсказать одну трассу, где мы и сами тренировались, и спринты проводили.

Там же снималось это ВИДЕО

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость 4@uHuK

могу подсказать одну трассу, где мы и сами тренировались, и спринты проводили.

Там же снималось это ВИДЕО

яков слишком быстро для меня))))))))))

ну рассказывай где аткое чудо? и там никто не ездит? или перекрывали как то?

и на какой резине? на грунте естессно?

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

ну рассказывай где аткое чудо? и там никто не ездит? или перекрывали как то?

это в Садоводствах, по дороге в Выборг. Там проводился и Профи-клуб, в своё время, и я спринты проводил. Грунтованная закольцованная дорога, которую легко перекрыть. Но со временем там появилась глубокая колея и грибники. Лет пять там небыл, может что и изменилось.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Там же снималось это ВИДЕО

Здорово в шпильку вошёл с заносом. :shoot:

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.

Гость
Ответить в этой теме...

×   Вы вставили отформатированный текст.   Удалить форматирование

  Допустимо не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически заменена на медиа-контент.   Отображать как ссылку

×   Ваши публикации восстановлены.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

Зарузка...

×
×
  • Создать...