Перейти к контенту

Рекомендуемые сообщения

Звук в автомобиле: схемы и правильность их выбора

 

Cоздание любой автомобильной аудиосистемы является достаточно трудоемким процессом, где нужно учесть много различных факторов, чтобы уменьшить количество ошибок, на устранение которых приходится тратить время и деньги. Причем возникающие в процессе такого творчества трудности отрицательно действуют не только на ваш бюджет, но и создают душевный дискомфорт при достижении результата, который далек от желаемого.

Поэтому, чтобы не "наломать дров", определите свои цели и финансовые возможности на начальном этапе. Вы, например, можете купить недорогую автомагнитолу, которая будет вполне соответствовать вашим требованиям, а позднее, решив установить в автомобиль CD-чейнджер, с удивлением обнаружите, что эта магнитола не имеет функций управления накопителем компакт-дисков.

Начало любого проекта оснащения состоит в планировании пути его осуществления, поэтому предлагаем рассмотреть компоновочные схемы автомобильных стереосистем.

 

Схема 1 предполагает наличие головного устройства (это может быть автомагнитола, CD-ресивер, минидисковая дека), передней и задней акустики.

Чаще всего в качестве передней акустики используют 13- или 16-сантиметровые динамики, а в качестве задней акустики - овальные динамики размером 6 и 9 дюймов, их выпускают практически все известные фирмы-производители. Это самая простая и наиболее часто встречающаяся схема, главное достоинство которой - невысокая цена. Качество звучания такой системы, как правило, такое же невысокое.

Добиться хорошего качества в подобной системе достаточно трудно в связи с тем, что она не имеет никаких путей регулировки, кроме использования стандартного темброблока головного устройства, чего явно недостаточно.

Для улучшения звучания можно использовать в качестве передней любую компонентную акустику с раздельным воспроизведением высоких и средних частот, а в качестве задней - высококачественную акустику серии PRO или HQ (например, "Кларион SRF 6981", "Keнвуд KFC-HQ 691").

Хорошим решением будет использование европейской или американской акустики 6 на 9 дюймов, которая отличается от японской более мягким воспроизведением низких частот и естественнее воспроизводит высокую и среднюю часть диапазона (например, "KEF 690 Q", "Сентрек SRS 6980", "RCF 6910", "Бостон Акустик CX 9.3").

 

Схема 2 содержит в себе головное устройство, переднюю акустику (желательно компонентную) и усилитель с сабвуфером. Главное отличие такой компоновочной схемы в том, что она является более гибкой и позволяет добиться более высокого уровня звука, не меняя исходных компонентов.

При этом у вас не возникает проблем, куда деть не очень хорошую переднюю акустику, потому что вы сразу покупаете продукт другого класса. Американские специалисты по продаже автомобильной аудиотехники утверждают, что, если вы не можете купить "хороший звук" сразу, но при этом хотели бы иметь его в будущем, необходимо установить высококачественную переднюю акустику с хорошим сабвуфером. При этом вы получите достаточно ясный звуковой образ на передних сиденьях автомобиля с достаточно мощной поддержкой сзади - конечно, если использовать действительно хороший сабвуфер (однако сабвуферы типа "Пионер TS-WX 80" в категорию хороших отнести нельзя).

Проверить это утверждение достаточно легко можно в любом, хорошо "сделанном" в плане звука автомобиле, отключив заднюю акустику. Часть эффекта окружающего звучания неизбежно снизится, но поверьте, что такой вариант играет намного красивее, чем общепринятая схема 1.

В пользу этого говорит и тот факт, что на международных звуковых соревнованиях "Саунд офф" выставочные автомобили достаточно часто исполняются по схеме 2.

Пример - автомобиль "БМВ" 5-й серии, являющийся призером чемпионатов Германии и Швеции, а также призером Европейского чемпионата IASCA в классе PRO, мощностью до 600 W RMS. Машина оборудована передней акустической системой (трехполостная компонентная система "DLS Дженезис") и тремя 25-сантиметровыми сабвуферами "DLS W-110С".

Стоимость компонентов примерно в два раза выше, чем в традиционном первом варианте, но при этом у вас есть возможность шагнуть выше среднего уровня.

 

Вторая компоновочная схема в любое время может быть дополнена задней акустической группой, и тогда вы получите привычный для себя вариант построения системы с передними и задними динамиками, уже имея в своем распоряжении достаточно мощную "басовую партию" в салоне своего автомобиля (схема 3).

В пользу второго варианта компоновки говорит и тот факт, что такие схемы, как правило, меньше нагружают основную акустику, позволяя дольше сохранить ее работоспособность. Вспомните, сколько раз вам "не хватало басов"? Вы пытаетесь добавить "низов", тем самым перегружая акустику, которая просто не в состоянии воспроизвести эту часть диапазона с нормальной отдачей. В то же время, если в вашем распоряжении есть сабвуфер с номинальной мощностью 250-300 W RMS (500-800 W MAX), спроектированный для воспроизведения частот от 20 Hz до 1 kHz, на него можно возложить задачу по созданию в салоне даже избыточного звукового давления.

Для некоторых автовладельцев использование сабвуфера вносит свои неудобства тем, что он занимает определенное пространство в багажнике, уменьшая его объем (объемы корпусов сабвуферов могут составлять от 30 до 80 литров).

 

Если вы не готовы пожертвовать частью объема своего багажника для установки сабвуфера, то можно попробовать улучшить первую компоновочную схему. В этом случае можно добавить в систему усилитель для "раскачки" задней акустики (схема 4).

В качестве такого усилителя можно использовать любой двухканальный, номинальная мощность которого составляет 30-50 W RMS на канал.

Как правило, это акустика с номинальной мощностью 60-80 W RMS (180-250 W MAX), и встроенного усилителя головного устройства (30-40 W MAX) оказывается недостаточно для обеспечения нормальной работы таких динамиков.

Эффект "недораскачки" акустики возникает довольно часто в системах с неправильно согласованной мощностью источника и акустической системы.

При высоком уровне громкости возникает характерный "хрип" в динамиках, что является проявлением этого эффекта. Встроенный усилитель головного устройства при повышении нагрузки не в состоянии обеспечить необходимую отдачу, на его входе вырастает потребление питания, на которое его конструкция не рассчитана. Поэтому он начинает работать с искажениями, хотя существует распространенное заблуждение, что "не держит акустика".

Вопросы согласования мощности источника и акустической системы мы затронем более подробно в материале, посвященном автомобильным усилителям.

В завершение хочется сказать, что правильно выбранная для себя схема компоновки позволяет более рационально тратить свои деньги на то, что вам хочется за них получить.

 

Мартин КОРАБЛЕВ.

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Звук в машине

 

Известно, что для многих автомобилистов машина превратилась в нечто большее, чем просто средство передвижения. Ведь человек, проводящий за рулем по несколько часов в день, хочет слушать не только местные новости, но и хорошую музыку. Однако, оборудуя салон высококачественной автомобильной звуковоспроизводящей установкой, редко кому удается обойтись только прмышленными изделиями.

В последние годы в радиолюбительской литературе появилось немало публикаций, посвященных самостоятельному изготовлению автомобильной аудио-аппаратуры, в основном усилителей. Но даже хороший усилитель еще не решает всех проблем, встающих перед создателем аудиосистемы Hi-Fi класса для своего автомобиля.Скептическое отношение многих автомобилистов к подобным родам системам вызвано, прежде всего, безграмотным подходом к установке АС в салоне. К сожалению, в большинстве случаев их размещают в машине по принципу "куда влезет", а не "куда надо". Правда, однозначного ответа на вопрос - "а куда же надо?" - не существует. Ни одно из известных решений не дает гарантированного результата. Гораздо легче ответить на вопрос "куда не надо?". Самая распрстраненная ошибка - размещение мощных и высококачественных головок громкоговорителей на задней полке. Спереди же устанавливают, что придется или вообще ничего. Неужели владелец такой машины предпочитает сидеть спиной к сцене?

Вопреки сложившемуся мнению, главное при конструировании автомобильной аудиосистемы состоит не в достижении высокой мощности, малых искажений и даже не в получении хорошей АЧХ. Основная проблема - создание широкой звуковой картины для слушателей, сидящих на передних сидениях машины. Ее решение напрямую связано с местом установки фронтальных головок.

 

При любом разумном варианте их размещения в салоне разность пути сигнала от левого и правого излучателей до слушателя достигает недопустимо больших значений. Для сокращения этой разности можно использовать отражение всего или части сигнала от лобового стекла. Так появились установки с напольной фронтальной акустикой (см. рис. 1).

Конструктивное воплощение такого решения довольно сложно и трудоемко, но результат впечатляет. Однако резать пол для установки головок решится далеко не каждый. Поэтому реально для установки фронтальных излучателей в легковой машине остается не так уж много мест: приборная доска, стойки лобового стекла, двери, вертикальные панели в нижней части салона у передних колес автомобиля.

Приборная доска позволяет установить излучатели на достаточной высоте, но размер головок ограничен обычно 10...13 см, акустическое оформление практически отсутствует, поэтому низкие частоты воспроизводятся в этом случае недостаточно эффективно. Для дальнейшего подъема звуковой картины можно установить излучатели на стойках по боковым краям лобового стекла, но реально там могут поместиться только пищалки(высокочастотники).

Популярная в силу своей простоты установка низкочастотных и коаксиальных головок в дверях автомобиля обычно аргументируется увеличением эффективности воспроизведения низких частот готовым акустическим оформлением. Результат же получается прямо противоположным желаемому. При сведении фонограмм большинство современных звукорежиссеров распологает инструменты басового регистра в центре звуковой сцены, т.е. звуковые сигналы левого и правого каналов в этом диапазоне частот синфазны и имеют практически одинаковую интенсивность. Поэтому при установке излучателей в дверях фронт звуковой волны на частотах 100...150 Гц, критической для субъективного восприятия басовой атаки, достигает противоположной головки в противофазе (что определяется шириной салона) и компенсируется. Отсюда - тусклый, безжизненный звук, который не исправить никаким эквалайзером. Установка головок в кикпанелях уменьшает разность пути сигнала от левого и правого излучателей, но звуковая картина опускается недопустимо низко. Кроме того, этому варианту присущ тот же эффект "гашения" басовой атаки, правда, в меньшей степени, что и при установке головок в дверях автомобиля, а организовать достойное акустическое оформление непросто.

Из сказанного следует, что наилучшего результата можно достичь, примененяя многополосную рассредоточенную фронтальную АС. Полосовые излучатели необходимо разместить в тех местах, где они будут работать с максимальной эффективностью. По мнению автора наилучшее место для установки НЧ излучателей - в корпусах под передними седеньями с излучением звука вперед-вверх. СЧ излучатели лучше всего разместить на передней панели или в верхнем переднем углу двери, а ВЧ - на стойках лобового стекла (это поднимает звуковую картину).

Полноценное воспроизведение низких частот возможно только при использовании акустического оформления значительного размера, поэтому практически во всех автомобильных аудиоустановках частотный диапазон основных каналов ограничивается 100...120 Гц, а более низкие частоты излучаются сабвуфером в виде суммарного сигнала. Поскольку на самых низких частотах громкоговоритель имеет круговую диаграмму направленности излучения, выбор места установки сабвуфера - вопрос компоноки системы. Чаще всего его размещают в багажнике. Проблема в том, что частотная характеристика салона, играющего здесь роль акустического оформления , имеет подьем в области самых низких частот, индивидуальный для каждой модели кузова. Поэтому для получения равномерной суммарной АЧХ системы необходимо иметь возможность регулировки на только уровня, но и частотной характеристики в сабфуферном канале.

Звуковой образ, сформированный без использования тыловых излучаталай, безусловно, будет неполным. Основное их значение - "создание эффекта зала" за счет имитации отраженного звука. Спектр сигнала тыловых каналов (рис.2) для этого должен быть ограничен [2], а сам сигнал может быть как традиционным ("левый-правый" канал), так и суммарным или разностным или представлять собой их комбинации. Мощность тылового канала невилика (не более 10 % от общей мощности системы), и в ряде случаев для его реализации на потребуется дополнительных усилительных устройств. Простейший случай - встречно-последовательное включение тыловых головок между выходами усилителей левого и правого каналов через простейший фильтр.

 

О влиянии соединительных кабелей на качество звучания в последнее время написано столько, что этой темы можно здесь не касаться. Сечение проводов питания должно соответствовать потребляемому току и длине самих проводов. В любом случае падение напряжения на проводе питания при максимаоьной мощности должно быть не более 0,1...0,2 В.

Демпфирование паразитных резонансов элементов и звукоизоляция салона также имеют большое значение. Шумопоглащающий материал следует нанести на все доступные панели и на пластмассовые элементы кузова, обратив особое внимание на панели, расположенные рядом с головками громкоговорителей, или на те, которые используются как часть корпуса громкоговорителя. Резонансы обычно исчезают при покрытии 25 и более процентов площади. Для поглощения дорожного шума шумоподавляющим материалом следует покрыть полсалона, огнестойкую переборку и зону колес.

 

Набрал текст: tolik777 (aka Viper).

При использовании данного материала, обязательна ссылка на сайт http://cxem.net

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Доброй ночи. Выбираю акустику в передние двери. Хочется звук выше среднего. Магнитола стоит Sony DSX-A35U(только Flash но зато по 55W канал) ну и так как выше среднего хочется, то присмотрел компонентную Alpine SXE-1750S. единственное что смущает установка пищалок. Куда их примостить? Просто прикрутить поверх обшивки двери не особо привлекательно и вопрос можно ли ими заменить штатные динамики на торпеде не потеряв качества?

 

 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Лучше герцы посмотри

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

я в штатные места пищалки засунул

6878b8cs-960.jpg

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

У меня так же на предыдущей машине стояли. На этой сделал проще - на жидкую резину под лобовое в уголки прилепил(с эстетической точки зрения не хуже, смотрится аккуратно)... Так звук лучше доходит, мне кажется(если в штатные, то он вверх направлен, что не есть гуд). Еще некоторые любители вандально в пластиковые уголки зеркал привинчивают...кому как больше нравится... У меня , кстати, впереди алпайн компоненты стоят: во первых в штатных карманах все средненько, так как пластик(по уму надо в акуст. карманы нормальные ставить, по типу починовских), ну и в алпайновских ИМХО басов маловато...до этого были пионер, там поглубже, но звук чище в алпайнах, так что кому что нравится))))   Кстати, очень важный момент, многое будет зависеть от задних блинов, на них точно экономить не стОит... у меня дешевые стоят - все портят какой бы перед не был...

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Альпайн делает топ, как и накамичи. Если готов выложить 20+ за голову, то да, тогда альпайн и пальцы сами гнуться будут. Как бы по необиднее сказать, бюджет от альпайн это говно и позиционируют они его как говно со вкусом и запахом говна. За копеечный бюджет проще взять мистери, который отработает каждую копейку, чем удивляться как так фирмА дристагонит.

Про пищалки вверх скажу одно: машина зашумлена? Будешь флаки оркестров слушать? Тогда абсолютно все равно куда они направлены и как они стоят

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

 

 


очень важный момент, многое будет зависеть от задних блинов, на них точно экономить не стОит

эта пять :lol: на них не то что экономить не стоит, на них даже смотреть не надо

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

эта пять :lol: на них не то что экономить не стоит, на них даже смотреть не надо

Кстате да, у меня в шеви 17+13 по дверям стоят, а в самсунге 17+блины в полке и 'бунц-бунц' не особо и различается

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Я себе сейчас поставил довольно бюджетную компонентку mac audio, так на удивление даже без усилка играет отлично.

По крайней мере мой не избалованный слух в восторге)

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Альпайн делает топ, как и накамичи. Если готов выложить 20+ за голову, то да, тогда альпайн и пальцы сами гнуться будут. Как бы по необиднее сказать, бюджет от альпайн это говно и позиционируют они его как говно со вкусом и запахом говна. За копеечный бюджет проще взять мистери, который отработает каждую копейку, чем удивляться как так фирмА дристагонит.

Про пищалки вверх скажу одно: машина зашумлена? Будешь флаки оркестров слушать? Тогда абсолютно все равно куда они направлены и как они стоят

Очень убедительно. Ну вот только не мистери, после того как поменял их магнитолу на сони сложилось впечатление не очень хорошее о фирме мистери 

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Дык я про мистери положительно сказать и не могу, в принципе кмк у них в топе можно чего найти наверное, а так взять герц и не потеть почем зря

Поделиться этим сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий

Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи

Создать аккаунт

Зарегистрировать новый аккаунт в нашем сообществе. Это несложно!

Зарегистрировать новый аккаунт

Войти

Есть аккаунт? Войти.

Войти

×